Классификация коммерческой недвижимости
Деление коммерческих объектов на типы и подтипы позволяет участникам рынка легче договариваться и понимать друг друга. Официальной классификации не существует, поэтому вы не найдёте упоминания класса недвижимости в выписке из единого реестра. Тем не менее есть довольно четкие критерии, позволяющие отнести помещение к тому или иному типу.
Офисные помещения
Обычно офисные площади делят на четыре класса: A, B, C и D. При оценке во внимание принимают:
- особенности расположения;
- проект здания;
- планировку;
- качество отделки;
- наличие инженерных систем;
- уровень управляющей компании.
Бизнес-центры класса А — это специализированные здания, построенные известным девелопером, с безупречным ремонтом, современными лифтами, охраной, системой климат-контроля и отдельным паркингом.
От офисных площадей класса B требуется лишь хороший ремонт, базовая инфраструктура и транспортная доступность. Эти объекты могут находиться за пределами центральной части города.
К классу С относятся сдаваемые в аренду территории бывших учебных заведений, НИИ и административных зданий. Эти площади адаптированы под коммерческое использование, но не имеют инфраструктуры и профессионального управления. Вопросы, связанные с контролем доступа, местами для парковки и текущим обслуживанием, арендаторам придётся решать самостоятельно.
Класс D используется довольно редко. Иногда эта характеристика присваивается подвальным этажам зданий, а также площадям жилых домов, которые сдаются в аренду под коммерцию.
Торговые площади
За неимением собственной в России принято использовать европейскую систему классификации торговых центров. Базовыми параметрами являются:
- площадь объекта;
- состав арендаторов;
- перечень реализуемой продукции;
- зона охвата.
Младшим звеном является микрорайонный торговый центр. Обычно он состоит из крупного супермаркета и нескольких небольших предприятий: аптеки, прачечной, цветочного магазина. Торговые центры этой категории занимают площадь от 3 до 10 тыс. кв. м.
Следующая категория — окружной торговый центр. Его площадь варьируется от 10 до 30 тыс. кв. м. Такой объект посещают покупатели в радиусе 10‑20 минут езды.
Региональные торговые центры собирают клиентов в радиусе 10‑30 км. Обычно в них располагается несколько крупных супермаркетов, а также развлекательные комплексы, бутики модной одежды и заведения общественного питания. Площадь объектов — от 30 до 100 тыс. кв. м.
Более крупные торговые центры имеют статус суперрегиональных.
перейти